Среда, 27.11.2024, 18:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Огарево-Почковская библиотека

Категории раздела
Акции библиотеки [10]
Все участники акций библиотеки получают сертификаты
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи


Рязань космическая. Летчик-космонавт Владимир Аксенов.

Космонавт, дважды Героя Советского Союза Владимир Викторович Аксенов, родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Бельковского района Московской области (ныне село в Касимовском районе Рязанской области). Отец, Виктор Степанович Живоглядов, погиб на фронте в 1944 году. Мать, Александра Ивановна Аксенова (1907-1949), работала бухгалтером.

Образование, ученая степень

В 1949 году, окончив школу-семилетку в родном селе, Владимир Аксенов поступил в Касимовский индустриальный техникум (ныне Касимовский нефтегазовый колледж), но проучился в нем всего один год. В 1950 году, после смерти матери, переехал к ее сестре в подмосковный город Калининград (ныне Королев). В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум (ныне Мытищинский колледж).

По рекомендации комсомола в 1953 году был зачислен в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге (Полтавская область, Украина), окончил ее в 1955 году с отличием. Затем для дальнейшего обучения был направлен в Чугуевское военное авиационное училище летчиков (Харьковская область, Украина), но не окончил его, так как в декабре 1956 года был демобилизован в связи с сокращением ВВС СССР.

В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт (ныне Московский политехнический университет) по специальности "технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты", получил квалификацию инженера-механика.

В 1981 году в Институте космических исследований Академии наук СССР (ныне ИКИ Российской академии наук) защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук.

Работа в ОКБ-1

После демобилизации Владимир Аксенов вернулся в подмосковный Калининград. В январе 1957 года был принят на работу конструктором III категории в ОКБ-1 (с 1966 года - Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, ЦКБЭМ; с 1974 года - НПО "Энергия"; ныне РКК "Энергия"), которое возглавлял Сергей Королев. В составе конструкторской группы участвовал в разработке одного из узлов первого искусственного спутника Земли.

Впоследствии работал в конструкторских, проектных и летно-испытательных подразделениях предприятия. Был конструктором II категории (с октября 1957 года), конструктором I категории (с 1959 года), инженером-конструктором (с 1962 года), старшим инженером-конструктором (с 1963 года), старшим инженером (с 1964 года), начальником группы (с 1966 года), ведущим инженером (с 1968 года). Принимал участие в разработках по созданию пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз".

С февраля 1970 года Владимир Аксенов возглавлял лабораторию летных испытаний, базировавшуюся на специально оборудованном самолете Ту-104. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. В качестве технического руководителя отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации, создаваемой во время полетов самолета-лаборатории. В 1966-1972 годах сам выполнил более 250 испытательных полетов, в ходе которых более 1,2 тыс. раз (около 10 часов) находился в режиме невесомости и 120 раз (примерно 40 минут) - в условиях лунной гравитации.

В отряде космонавтов ЦКБЭМ, НПО "Энергия"

21 марта 1973 года Владимир Аксенов был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ и назначен на должность космонавта-испытателя. Затем был инструктором-космонавтом-испытателем III (1976-1980) и II (1980-1988) классов.

В 1974-1976 годах возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся к полетам на новой серии пилотируемых "Союзов" - модифицированном "Союзе Т", оснащенном системой управления с бортовым компьютером.

Первый полет совершил 15-23 сентября 1976 года в качестве бортинженера корабля "Союз-22" вместе с Валерием Быковским (командир экипажа). Это был первый полет в рамках программы "Интеркосмос", реализуемой СССР в сотрудничестве с другими социалистическими странами. В задачу экипажа входило проведение эксперимента "Радуга" по испытанию новой многозональной фотокамеры МКФ-6, разработанной советскими и немецкими учеными и изготовленной в ГДР. Космонавты сделали около 14 тыс. снимков высокого качества, отсняв в шести зонах спектра более 20 млн кв. км поверхности Земли.

5-9 июня 1980 года Владимир Аксенов был бортинженером "Союза Т-2" (первый пилотируемый полет корабля этой серии) и 6-й экспедиции посещения станции "Салют-6" вместе с Юрием Малышевым (командир). В ходе полета экипаж испытал новые бортовые системы, отработал разнообразные режимы управления модифицированным кораблем, в том числе полностью ручную стыковку с орбитальной станцией, что было сделано впервые. В то время на "Салюте-6" находились члены четвертой основной экспедиции Валерий Рюмин и Леонид Попов, прибывшие в апреле 1980 года на станцию на корабле "Союз-35".

В общей сложности Владимир Аксенов за два космических полета налетал 11 суток 20 часов 11 минут.

С октября 1984 года, оставаясь инструктором-космонавтом-испытателем II класса, был заместителем руководителя комплекса НПО "Энергия" Виктора Легостаева. Занимался разработкой систем управления движением, ориентации, стыковки, спуска и посадки пилотируемых кораблей.

17 октября 1988 года был отчислен из отряда космонавтов НПО "Энергия" в связи с выходом на пенсию.

Деятельность после ухода из отряда космонавтов

С октября 1988 года занимал должность директора Государственного научно-исследовательского центра по гидрометеорологии и изучению природных ресурсов (ГосНИИ ЦИПР) Госкомгидромета СССР. Центр занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли.

В 1990 года Владимир Аксенов был назначен генеральным директором НПО "Планета", созданного по его инициативе и объединившего ГосНИИ ЦИПР и другие предприятия. В 1992 году НПО "Планета" прекратило свою деятельность в связи с недостатком финансирования.

В 1990-1996 годах являлся заместителем председателя совета директоров Мосбизнесбанка.

Был заместителем председателя правления Советского фонда мира (с 1977 года), заместителем председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (с 1979 года).

В 1992 году стал заместителем председателя исполкома ассоциации "Космос", в 1996 году - председателем президиума общественной организации "Духовное движение России". В 2001 году был избран президентом научного фонда "Институт проблем безопасности и устойчивого развития".

Автор работы "Россия в ХХI веке. Национальный путь развития" (1999), книги "Дорогами испытаний" (2009). Имел более 10 изобретений.

Награды, почетные звания, памятник

Имел воинское звание подполковника запаса.

Дважды Герой Советского Союза (1976, 1980). Награжден двумя орденами Ленина (1976, 1980), медалью "Ветеран труда", медалью "За заслуги в освоении космоса" (2011).

Имел иностранные награды: золотая медаль "За заслуги перед наукой и человечеством" (ЧССР), орден Карла Маркса (ГДР, 1976). Летчик-космонавт СССР (1976).

Почетный гражданин родного села Гиблицы, Касимова и Касимовского района Рязанской области, Рязани (1976), Калуги (1977), Мытищинского района (1980) и Королева Московской области и других.

В 2011 году в Рязани установлен бюст Владимиру Аксенову. 

Умер 9 апреля 2024 года.



Источник: https://tass.ru/info/20494761
Категория: Гордость и слава России. | Добавил: rabotaravu (11.04.2024)
Просмотров: 83 | Теги: Рязань космическая. Летчик-космонав, Гордость и слава России, Информационный час | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz