Суббота, 23.11.2024, 23:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Огарево-Почковская библиотека

Категории раздела
Акции библиотеки [10]
Все участники акций библиотеки получают сертификаты
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Статьи


Вознесение Господне. Информационный час

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов.

В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Суть праздника

В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человечес­кий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19).

Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновре­менно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.

Писание утверждает, что Воскресший Христос пребывает теперь с Отцом Небесным в мире ином, говоря языком древних метафор, — «на небесах». Небо, высокое и недостижимое для человека, становится символическим местом обитания Бога. Но что это за небо и как Христос туда попал?

Нужно помнить, что небо — это условное указание на место пребывания Господа. Во времена Христа никто не считал, что Бог находится на физическом небе. Библейские «небеса» (др.-евр. шамаим) были символическим местом пребывания Бога; когда Христос заповедует молиться «Отче наш, Сущий на небесах», Он подразумевает скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к верхним слоям атмосферы.

Речь идет о некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром и которая с трудом поддается описанию. Этот понятие призвано подчеркнуть непохожесть мира, который лежит во зле (1 Ин 5:19), на мир Божественного присутствия, максимальную оторванность одного от другого. То, что Библия метафорически именует небом, мы могли бы назвать иным миром, или другим «измерением», или иной «реальностью».

Именно на это небо вознесся Христос. Господь, искупивший грехи мира страданиями и смертью, преобразивший человеческое естество в чуде Воскресения, в Вознесении вводит нашу природу в тайну любви Святой Троицы. Своей жизнью, начавшейся с рождения в Вифлеемской пещере и уже более не имеющей конца, Он убирает дистанцию между землей и небом, вызванную грехопадением, возвращает людям возможность непосредственного богообщения и открывает человеку путь на то самое небо, где Он — истинный Бог и истинный Человек — теперь постоянно пребывает. Это небо — Царство Небесное, которое достижимо уже при жизни, о чем свидетельствует опыт многих святых от древности до наших дней. Это небо — та самая реальность присутствия Бога, в которой жили первые люди и которая после Вознесения стала доступна всем нам.

Из всех евангелистов прямые образы полета, восхождения использует только Лука. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.

И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:50–51).

…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).

Сложно сказать, насколько рассказ евангелиста Луки соответствует исторической действительности. Осторожность в описании этого события у других новозаветных авторов наводит на мысль о том, что событие Вознесения было сокровенным и таинственным. При этом яркий образный рассказ евангелиста Луки заключает в себе множество богословских смыслов, приоткрывающих тайну нашего спасения.

Все евангелисты пишут, что после Воскресения Иисус Христос какое-то время пребывает с учениками в нашем мире, но продолжительность этого времени никто, кроме апостола Луки, не фиксирует. Евангелист Лука в книге Деяний пишет о сорокадневном периоде явлений Воскресшего Господа. Можно предположить, что число сорок здесь — условное, символическое.

Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить, так что совершенно понятными становятся слова апостола Павла: Господь близко (Флп 4:5).

Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас. От апостола Павла мы знаем, что в день Второго Пришествия Спасителя восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17). Очевидно, с нами «произойдет нечто подобное тому, что произошло… с Самим Господом на горе Елеонской», делал вывод архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). А святитель Николай Сербский (Велимирович) уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».

Икона праздника Вознесения Господня

Вознесение: коротко о празднике
Псков, 1530-1540 гг.

«Крещатый» нимб«Крещатый» нимб вокруг головы Спасителя. Нимб — символ святости. Нимб Христа на иконах отличается от нимбов святых. Внутри него крест и греческие буквы — «Сущий» — одно из «имен» Бога, т. к. только Ему присуща вся полнота бытия.

Два ангела

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом.

Елеонская гора

Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом.

Богородица

Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения.

Ангелы в белых одеждах

Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя.

След

След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы.

3 факта о празднике Вознесения Господня:

1

Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом.

2

Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения.

Вознесение: коротко о празднике
Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма. Фото: DYKT Mohigan / CC BY 2.0

3

Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

Категория: Семейные традиции. Православные праздники | Добавил: rabotaravu (13.06.2024)
Просмотров: 60 | Теги: Информационный час, Вознесение Господне, Православные прздники, семейные традиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz