Одним из направлений в информационно-библиографической работе библиотек является работа по повышению информационно-библиографической культуры читателей, которая ведется в устной, наглядной, печатной, а также в комплексной форме (последняя включает в себя все три вышеперечисленные|). Дни библиографии представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры.
Дни библиографии (ДБ) обычно проводятся в библиотеках 1-2 раза в год. Программа Дня библиографии составляется за один-два месяца до проведения очередного мероприятия, о ней оповещают читателей с помощью объявления, а также открыток-приглашений.
К каждому такому мероприятию библиотекари и библиографы тщательно готовятся, а именно:
- формулируют цель и задачи ДБ;
- выбирают тему ДБ;
- определяют читательский адрес ДБ (для массового читателя или определенной читательской группы - старшеклассников, учащихся экономического, техникума, педагогов и др.);
- определяют дату и место проведения ДБ;
- вывешивают объявление о проведении ДБ в помещении библиотеки;
- рассылают открытки-приглашения на ДБ читателям;
- составляют план проведения ДБ;
- распределяют обязанности между работниками различных отделов библиотеки в соответствии с интересами и возможностями каждого;
- подбирают библиографические пособия по теме ДБ;
- готовят и выпускают новые библиографические пособия;
- продумывают тексты бесед и библиографических обзоров;
- составляют вопросы для библиовикторин или конкурсов;
- оформляют выставки-просмотры литературы;
- оформляют выставки библиографических пособий.
Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими.
Универсальные Дни библиографии
В программу универсальных Дней библиографии может быть включен целый ряд мероприятий по самым различным направлениям библиотечно-библиографической подготовки читателей:
- история книги и библиотек;
- навыки самостоятельного поиска информации в АК, СК, КСК, СКС, картотеке «Персоналии»;
- знакомство с ББК;
- навыки самостоятельного выбора книг в свободном доступе;
- методы самостоятельной работы с книгой;
- правильное оформление читательского требования;
- работа с критической литературой, справочными изданиями и периодикой;
- составление библиографических списков книг для чтения;
- составление записей о прочитанном;
- использование библиографических пособий при выборе литературы
и др.
Примерная программа универсального Дня библиографии «Искусство быть читателем» для старшеклассников может включать в себя следующие формы работы:
К/выставка «Рациональные приемы работы с книгой» с подразделами:
- Талант читателя
- На перекрестках периодики
- Что такое конспект?
- Я пишу реферат
- Техника быстрого чтения
Библиографический обзор «Как читать книги» (по к/выставке)
Консультация «Что? Где? Как?: поиск информации с помощью библиотечных каталогов и картотек»
Презентация рекомендательного указателя литературы «Книголюбу» (М., 1978)
Библиотечный урок «Лоции в мире знаний» (о работе со справочной литературой)
День библиографии может быть универсальным и в том случае, когда его задачей будет помощь школьникам в освоении предметов школьной программы, а целью - знакомство с библиографическими пособиями по самым разнообразным отраслям знаний и наукам, изучаемым в школе: математике, астрономии, биологии, химии, истории, литературе, иностранным языкам, географии. Назвать такой День библиографии можно «За страницами ваших учебников».
Универсальный День библиографии для старшеклассников под названием «Нить Ариадны» может быть полностью посвящен знакомству юных читателей с интереснейшей наукой – библиографией. Программа такого ДБ может включать в себя:
- рассказ о науке библиографии и работе библиографов;
- презентацию книги И. Г. Моргенштерна и Б. Т. Уткина «Занимательная библиография» (М.,1987);
- знакомство с рекомендательными библиографическими указателями по актуальным темам и проблемам (через книжную выставку и обзор);
- библиографическую игру «Лоцманы книжных морей», где участникам нужно будет ответить на вопросы, связанные с библиографией, а так же самостоятельно составить небольшие списки литературы для подготовки к докладу, уроку, реферату с помощью рекомендательных указателей.
Рекомендуем провести в библиотеке универсальный День библиографии «В блистательном созвездии имен». В его основу можно положить серию из 4-х интересных библиографических пособий выпущенных в 2002 г. ИБО ЦГБ им. Ленина:
Художники-юбиляры;
Нижегородцы-юбиляры;
Юбиляры – музыканты;
|Юбиляры - государственные деятели;
В каждое из них включены биобиблиографические портреты знаменитых людей. Первый выпуск посвящен трем выдающимся русским художникам И.Шишкину, И.Айвазовскому и И.Крамскому; второй – знаменитым нижегородцам: композитору М.А.Балакиреву, Ф.Г.Сухову, математику Н.И.Лобачевскому, художнице Т.А.Мавриной-Лебедевой; третий – знаменитым современным музыкантам – Мстиславу Ростроповичу и Родиону Щедрину; четвертый – известным государственным деятелям России XIX века Ф.Н.Плевако, К.П.Победоносцеву и М.М.Сперанскому. Каждый персональный раздел включает в себя фотографию юбиляра, биографическую справку о нем и список литературы о его жизни и деятельности. Программа Дня библиографии может включать в себя:
- выставку-просмотр литературы о юбилярах, представленную в пособиях, состоящую из 4-х разделов;
- обзор-презентацию библиографических указателей;
- литературно-музыкальную композицию о жизни и творчестве поэта Ф.Сухова или музыкантов М.Ростроповича и Родиона Щедрина; - иллюстративную выставку-галерею по картинам художников-юбиляров;
- обзор-экскурсию по этой выставке;
- презентацию картотеки «Персоналии»
и др. формы работы.
Взяв за основу идею и структуру пособий серии «В блистательном созвездии имен», библиотекари могут включить в план работы на год создание собственных библиографических пособий, предварительно выявив с помощью «Календаря знаменательных дат» имена знаменитых юбиляров. (например, в 2004 году исполняется 150-лет со дня рождения русского писателя и нижегородского краеведа П.И.Мельникова-Печерского, 120-лет со дня рождения писателя-историка В.И.Костылева, 245-лет со дня рождения святого земли нижегородской Серафима Саровского) и проведения универсального Дня библиографии по нему.
Тематические Дни библиографии
Продумывая программу тематических Дней библиографии каждая библиотека должна учитывать:
- ведущую тему в работе библиотеки;
- ведущие темы года;
- читательские группы;
- состав книжного фонда библиотеки;
- наличие нужных библиографических пособий в справочно-библиографическом фонде (СБФ) ЦБС.
Основой любого Дня библиографии являются библиографические пособия.
Это и информационные буклеты, и справочно-библиографические пособия, и мини-энциклопедии, и библиографические эссе, и рекомендательные указатели, и библиографические списки.
Имея под рукой такой современный «библиографический арсенал», а так же умело используя лучшие рекомендательные пособия 80-90-х годов ХХ века, созданные специально для публичных (массовых) библиотек и не утратившие своей значимости и по сей день, библиотекари имеют возможность широкого выбора тем для тематических Дней библиографии.
Так, например, в Декаду литературы по экологии можно провести День библиографии под названием «Большие проблемы маленькой планеты» для старшеклассников или для массового читателя, посвященный глобальным проблемам цивилизации. В подготовке и проведении такого мероприятия рекомендуем использовать следующие библиографические пособия:
Большие проблемы маленькой планеты: Рек. библ. указ. :
Глобальные проблемы цивилизации: Библиогр. указ. лит;
Наш общий друг – природа: Беседы о кн. М.,1988;
Океан: заботы и надежды: Рек. указ лит. М.,1987;
Джинова З.П. Охрана природы – дело каждого: Рек. указ. лит. М., 1979;
Гранова Г.Н. Дом наш – планета Земля. М.,1978.
Одной из современных общемировых тенденций является увеличение числа катастроф: техногенных, экологических, производственных и транспортных. Тема «Катастрофы и человек в экстремальных условиях» получает хорошее отражение в периодике и интересна для читателей. Используя пособия, можно подготовить и провести День библиографии, посвященный катастрофам в истории Земли, и современным природным аномалиям и катастрофам.
Молодежь – одна из самых многочисленных групп среди читателей публичных библиотек, и одной из задач библиотек в современных условиях является участие в проведении профилактической работы с молодежью по предупреждению девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: подростковой наркомании и токсикомании, алкоголизма, заболевания СПИДом, табакокурения, беспризорности. Эти и другие проблемы юного поколения нашли свое отражение в литературе, представленной в библиографическом указателе «Здоровая молодежь – здоровое будущее» и библиографическом списке «Наркомания – знак беды!». Эти два пособия могут послужить хорошим подспорьем в организации и проведения Дня библиографии для молодежи «Выбери жизнь!».
Что касается определения читательского адреса тематических Дней библиографии, то хотелось бы обратить внимание библиотекарей на то, что в последнее время в библиотеках все чаще стали проводиться Дни библиографии не для массового читателя, а для определенной читательской группы. Дело в том, что одним из условий эффективности любого библиотечного мероприятия является однородность аудитории, для которой оно подготовлено, по интересам, подготовке и целям чтения. Исследование эффективности Дней библиографии показало, что «безадресные» Дни библиографии, как и другие формы работы по информационно-библиографической культуре читателей, которые проводятся для случайно собравшихся слушателей, малоэффективны, и от них лучше отказаться. В то же время, если занятия проводятся для специально организованной однородной группы читателей, например, старшеклассников, то «отдача» бывает значительней.
Дни библиографии могут быть следующей тематики:
«Созвездие имен великих» (о Нобелевских лауреатах) ;
«Благотворительность и меценатство в России» ;
«Звезды серебряного века» - ;
«Нобелевский венец» - ;
«Любимое Сормово» - ;
«Наше наследие» (о русской иконописи) – ;
«Виват, губерния!»;
«Суровая правда Победы (художественная литература о Великой отечественной войне 80-90-х гг. ХХ века)» - им. Ломоносова;
«На краю пропасти (проблемы социальной жизни современного
общества)» - им. Чкалова.
Формы работы, используемые в программе Дней библиографии
При проведении Дня библиографии используются самые различные устные, наглядные и печатные формы работы по повышению информационно-библиографической культуры читателей:
- Выставки-просмотры
- Выставки по одному библиографическому пособию
- Выставки библиографических пособий
- Презентации и премьеры библиографических пособий
- Библиотечные плакаты
- Консультации
- Беседы об отдельных изданиях
- Обзоры библиографических указателей
- Конкурсы
- Викторины
- Книжные закладки
При подготовке Дня библиографии важно помнить, что любая из вышеназванных форм работы по формированию информационно-библиографической культуры читателей требует сочетания с остальными. Успех консультаций, обзоров, бесед в значительной степени зависит от наглядности, а все наглядные формы работы требуют живого слова библиотекаря. Поэтому книжные выставки и выставки-просмотры обязательно должны сопровождаться рекомендательными (или информационными) библиографическими обзорами. В них библиотекари рассказывают о литературе, представленной в разделах и подразделах выставок, обращают внимание читателей на наиболее интересные издания и актуальные публикации в периодических изданиях.
Опыт показывает, что широко распространенные в библиотеках выставки библиографических пособий «в общем и целом» («Книги о книгах», «Ваши помощники в выборе книг» и др.) неэффективны без живого слова библиотекаря. Поэтому рекомендательные пособия лучше демонстрировать в начале или в конце тематической книжной выставки с соответствующим текстовым пояснением.
Возможны и так называемые выставки по одному пособию, когда вместе с указателем, снабженным развернутой аннотацией, экспонируется и часть рекомендованных в нем книг, причем, название выставке можно дать по названию указателя, а названиями подразделов выставки могут служить подразделы указателя. Например, оформляя выставку «Личность. Карьера. Успех» по одноименному рекомендательному библиографическому указателю, можно использовать в качестве подзаголовков разделы указателя: «Психология и этика делового общения», «Имидж делового человека», «Если Вы руководитель», «Женщина и карьера» и др.
Премьера библиографического указателя и презентация библиографического указателя, как правило, являются формами знакомства читателей с вновь поступившими или только что созданными библиографическими пособиями. И премьера, и презентация библиографического пособия могут быть самостоятельными комплексными библиографическими мероприятиями, которые включают в себя самые разнообразные интересные устные, наглядные формы работы с пособиями и литературой, представленной в них, а могут быть также одним из мероприятий Дня библиографии, и в этом качестве представляют собой мини-презентацию или мини-премьеру в форме беседы-представления или обзора-представления нового библиографического пособия.
Примером презентации как самостоятельного мероприятия может служить презентация библиографического указателя «Политические партии и движения дореволюционной и послеоктябрьской России» , а также премьеры пособия как самостоятельного комплексного мероприятия может служить премьера библиографического указателя «Из рода Рюрикова» . Это мероприятие включает в себя следующие формы работы:
1. Вступительное слово-презентация библиографического указателя «Из рода Рюрикова».
2. Исторический экскурс «Откуда есть-пошла Русская земля…»
3. Обзор книжной выставки «Из рода Рюрикова»:
- Как Русь начиналась
- Становление московского государства
- Государи Московские
- Азъ есмь Иоанн Грозный
4. Историческая версия «Хан Батый по имени Иван Калита»
5. Портрет на фоне эпохи «Царь Иоанн Грозный»
6. История одного шедевра (беседа у выставки по картине И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван»).
Премьеры новых библиографических указателей и списков литературы:
«Сопричастный всему живому» (памяти В. Астафьева) -;
«Ваш сад и огород» - ;
«За землю сормовскую слово» ;
«Семья Цветаевых и русская культура» я;
«Наркомания – знак беды»;
«Славны добрыми делами (о нижегородских благотворителях и меценатах)»я;
«Глобальные проблемы цивилизации»;
«Суровая правда Победы (проза 80-90-х о Великой отечественной войне» - им. Ломоносова
и многие другие.
Библиографические консультации являются традиционной формой, часто используемой в программах Дней библиографии. Тематика библиографических консультаций может быть связана:
- с историей книги и библиотек;
- с обучением навыкам самостоятельного поиска нужной информации с помощью различных частей СБА библиотеки: каталогов, картотек, библиографических пособий и справочной литературы;
- с воспитанием культуры чтения и овладением приемами самостоятельной работы с книгой в помощь самообразованию.
Для подготовки и проведения библиографических консультаций внутри Дней библиографии можно использовать в сокращенном варианте тексты готовых мероприятий:
Информационно-познавательный час «Русь книжная: книги и библиотеки на Руси в XI-XV веках» ;
Час интересных сообщений «История исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного» (;
Библиотечные уроки:
- Поиск информации в СКС и картотеке персоналий;
- Учимся конспектировать ;
- Как составлять выписки, планы и тезисы
- Как правильно составить реферат и записать лекцию ;
- Сочинение – на отлично!;
- «Должно сметь свое суждение иметь» (о работе с критической литературой)
- Лоции в книжном мире: работа со справочной литературой ;
- Рязанские газеты и журналы
Для закрепления и проверки знаний, полученных на мероприятиях Дня библиографии, библиотекари все чаще включают в программы Дней библиографии такие перспективные игровые формы работы с читательской аудиторией как библиографические аукционы, КВН, конкурсы, информины, викторины и другие мероприятия, которые иногда ошибочно считают занятиями для маленьких читателей. Но сегодня игровые формы обучения завоевывают признание на всех уровнях образования. Тем более они уместны в работе с подростками, для который обычно библиотекари и проводят Дни библиографии во взрослых библиотеках. Сегодня в библиотеках все большую популярность получают библиографические ринги «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звездный час» и многие другие, построенные по тому же принципу, что и телевизионные игры, но исключительно на литературном и библиографическом материале.
Перечень приемов, используемых в библиографических играх, довольно широк. Вот некоторые из них.
Библиографическое домино. Игра с карточками. Может быть разнообразной. Например, на одних карточках написаны авторы книг, на других – названия; или на одних – описание каталога или картотеки (энциклопедии, справочника), а на других – название каталога, картотеки (энциклопедии, справочника). Цель игры – правильно подобрать пары карточек.
Восстанови текст. Играющим предлагается на карточках несколько отрывков из произведений. Задача – узнать произведение, найти его по каталогу, затем на книжной полке, найти отрывки из этого произведения в книге и расположить их, как у автора.
Крылатые слова. Участники должны узнать, из какого произведения эти слова и кто их автор, обратившись к словарям, а затем, непосредственно, к книгам.
Брейн-ринг по указателю. Участникам предлагается по аннотации из указателя отгадать название произведения и его автора. Можно предложить ребятам самим составить аннотацию к книге и зачитать ее другой команде, которая должна отгадать ответ. Любимые книги. Участникам игры предлагается составить небольшой список литературы для своих друзей, пользуясь при этом каталогами, картотеками и библиографическими указателями.
Подробнее об этих и других игровых формах работы по формированию информационно-библиографической культуры (информине, бюиблиографическом лото, игре-путешествии «Книжный городок») можно узнать из методико-библиографического пособия «Библиографический дайджест» .
После проведения Дня библиографии следует сделать анализ эффективности Дня библиографии по форме, в которой требуется указать:
- время и место проведения Дня библиографии;
- количество представленных на выставках изданий;
- количество представленных пособий;
- количество читателей, посетивших мероприятие;
- количество читателей, прослушавших обзоры, консультации и проч.;
- количество выданных пособий;
- количество выданных изданий.
Отчет по Дню библиографии должен включать в себя:
- план подготовки к Дню библиографии;
- программу проведения Дня библиографии;
- протокол проведения Дня библиографии;
- анализ Дня библиографии;
- по одному экземпляру вновь созданных библиографических пособий, использованных при проведении мероприятия;
- образцы афиш, библиотечных плакатов, приглашений.
Источник: http://libnn.ru/content/view/99 |